Электронная подпись

16 мая 2024

Электронная подпись (ЭП) – это информация в электронной форме, особый реквизит документа, который позволяет установить отсутствие искажения информации в электронном документе с момента формирования ЭП и подтвердить принадлежность ЭП владельцу. Значение реквизита получается в результате криптографического преобразования информации.

Виды электронных подписей

  • Простая электронная подпись
  • Электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом

  • Неквалифицированная электронная подпись (НЭП)
  • Усиленная электронная подпись. Приравнивает документ к собственноручно подписанному с печатью организации, если это установлено регламентом информационной системы, в котором используется данный вид подписи, либо соглашением сторон, участвующих в электронном документообороте. НЭП используется при участии в торгах по Федеральному закону № 44-ФЗ

  • Квалифицированная электронная подпись (КЭП)
  • Усиленная электронная подпись, соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и дополнительно содержит ключ проверки электронной подписи в квалифицированном сертификате, а также для создания и проверки электронной подписи используются средства криптографической защиты, которые сертифицированы ФСБ РФ. За счет регламентированных правил выпуска и описания структуры электронной подписи в Федеральном законе №63-ФЗ «Об электронной подписи», ее можно использовать в информационных системах без необходимости описания применения в регламенте или соглашении сторон. КЭП можно использовать при участии в торгах на коммерческих электронных торговых площадках и площадках по продаже имущества должников (банкротов), в юридически значимом электронном документообороте, при отправке отчетности в контролирующие органы через интернет и при работе с порталами государственных органов.

На какое носитель можно записать электронную подпись?

Квалифицированная электронная подпись должна храниться на специальном защищённом носителе — токене или смарт-карте. Обычная флешка для этой задачи не подойдёт ввиду того, что она не защищена криптографическими алгоритмами.

Токен для ЭЦП — это ключевой носитель для записи сертификата и ключей электронной подписи (ЭП).

USB-токен для ЭЦП визуально напоминает флешку, особенность которой — встроенная карта памяти объёмом около 128 кб, которая защищает хранимую информацию. Она выступает в качестве элемента двухфакторной аутентификации пользователя, когда, кроме пароля, пользователю необходимо подключить токен к компьютеру.

Некоторые устройства уже являются полноценными средствами криптографической информации (СКЗИ) и не требуют установки дополнительного ПО на компьютер. Такие токены используются для систем ЕГАИС.

Разновидности носителей электронной подписи

Сегодня в России сертифицировано для использования в качестве носителей ЭП различные модели токенов. Ниже будут рассмотрены все виды более подробно:

  • Рутокен;
  • E-токен;
  • JaCarta LT;
  • Esmart USB;
  • ключевой носитель R301 Форос;
  • JaCarta-2 SE.

«Рутокен» — торговый бренд российского разработчика «Актив», занимающегося разработкой и производством продуктов в области защиты информации.

Мы выделим несколько моделей «Рутокен»:

Рутокен Lite
Токен представляет облегчённую версию, поэтому для корректной работы дополнительно необходим криптопровайдер и комплект драйверов. Последние можно скачать с официального сайта или получить в удостоверяющем центре при получении подписи. (Подходит для ЭЦП по тарифному плану «Базис», «Универсальный», «ФТС», «Росреестр» и для записи ЭЦП от ФНС.

Рутокен ЭЦП 3.0
Устройство является полнофункциональным аппаратным СКЗИ и подходит для ЕГАИС.

Где можно получить электронную подпись?

Руководители организаций и индивидуальные предприниматели получают электронную подпись только в удостоверяющем центре ФНС и её доверенных лиц. Чтобы оформить ЭЦП в налоговой, нужно выбрать отделение, принести с собой пакет документов и сертифицированный токен. Услуга выпуска ЭЦП предоставляется бесплатно.

Руководителям и предпринимателям выдают в налоговой только усиленные квалифицированные электронные подписи (КЭП). Требования и порядок работы с такой ЭЦП регулируется государством. В законодательстве она равнозначна своему рукописному аналогу. Поэтому ей можно заверять любые электронные документы.

Сотрудники организаций могут получить Квалифицированную ЭЦП на физическое лицо в удостоверяющих центрах

Как использовать электронные подписи, выпущенные на физическое лицо?

Подписывать электронные документы без доверенности имеют право только руководители юридического лица и индивидуальные предприниматели. Документы заверяют личной квалифицированной подписью, полученной в ФНС. Для уполномоченных сотрудников выпускают электронную подпись физического лица. А чтобы такие работники могли действовать от имени своего руководителя, для них создают машиночитаемую доверенность (МЧД).

Читайте так же нашу статью "Машиночитаемая доверенность"